Американский психолог Абрахам Маслоу создал иерархию мотивов. А именно, высшие мотивы указывают на развитие, а низшие — на выживание. Иерархия мотивов — это специфическая связь между мотивами, основанная на их силе и биологической важности, благодаря которой существует закономерность в их появлении.
Внизу лестницы находятся физиологические потребности (голод, жажда, сон…), которые являются самыми сильными и имеют наибольшее биологическое значение.
Затем следует потребность в безопасности (личное существование, материальная обеспеченность, здоровье), потребность в любви и принадлежности (избегание одиночества, изоляции) и в уважении и репутации (самоуважение, признание и принятие другими людьми).
На вершине лестницы находится потребность в самореализации, или самоактуализации, то есть в развитии собственных специфически человеческих возможностей и способностей.
Существует определенная закономерность в возникновении разных мотивов. Пока мотивы внизу лестницы хотя бы частично удовлетворены, мотивы над ними не могут возникнуть.
Если два мотива не удовлетворены, и они находятся на разных позициях на лестнице, человек будет стремиться удовлетворить тот, который стоит ниже.
H2 Другие мотивы
Есть много разных мотивов. Поведение мотивируется не только потребностями, но и привычками, интересами, ценностями , установками , эмоциями …
Какие-то мотивы люди осознают, какие-то нет, поэтому происходит первое деление на сознательные и бессознательные мотивы. Бессознательные мотивы имеют особое значение в психоанализе , который видит в них главные движущие силы человеческой деятельности.
Когда человек чем-то увлечен и любит то, чем занимается, психологи говорят о внутренней (внутренней) мотивации. Это тип мотивации деятельности, которую человек находит в себе вознаграждением (игра на гитаре, рисование, актерское мастерство). Наоборот, деятельность, не привлекательная сама по себе, но приводящая к какой-либо цели, подпадает под внешнюю (внешнюю) мотивацию (ребенок учится так, что родители разрешают ему потом смотреть мультфильмы).
Внутренняя и внешняя мотивация играют большую роль в выполнении интеллектуальных действий. Интеллектуальный труд может стимулироваться каким-либо внешним фактором, таким как известность, лучшее материальное положение, репутация…